КГУ «Первомайская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района» Управления образования акимата Костанайской области
Официальный интернет-ресурс

Учителям

Тема буллинга чаще всего ассоциируется с детской и подростковой средой, однако в последние годы всё больше внимания уделяется проявлениям агрессии и травли внутри профессиональных сообществ. Одной из самых уязвимых сфер в этом отношении становится школа – место, где педагоги ежедневно работают с эмоциональными и социальными конфликтами, но нередко сами оказываются их жертвами. Буллинг среди педагогического коллектива – проблема, которая напрямую влияет на качество образовательного процесса, психологический климат и эффективность работы учреждения. В стране принимаются меры по ее профилактике, включая обучение учителей и разработку антибуллинговых программ.

Как проявляется буллинг в отношении учителей

Со стороны учеников и родителей. Учителя могут сталкиваться с различными видами травли со стороны учеников, включая агрессию и не-уважительное отношение.
Со стороны коллег и администрации. Психологическое или эмоциональное давление на учителей со стороны коллег или администрации также является формой буллинга.
В педагогическом коллективе буллинг может проявляться в разных формах:

психологическое давление: игнорирование, сарказм, критика при коллегах, распространение слухов;
профессиональная изоляция: исключение из рабочих чатов, совещаний, мероприятий, ограничение доступа к информации;
административный буллинг: злоупотребление властью со стороны руководства: несправедливые замечания, предвзятая оценка труда, необоснованные выговоры;
коллективная травля: когда группа педагогов объединяется против одного коллеги, провоцируя «эффект толпы».
КАК РАСПОЗНАТЬ БУЛЛИНГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Наличие буллинга можно заподозрить, если 

один из педагогов систематически становится объектом насмешек или критики;
его мнение игнорируется на совещаниях;
педагог избегает общения, стремится не задерживаться в школе;
возникают частые больничные и эмоциональное истощение.
Важно, чтобы администрация и коллеги не оставались безучастными: замалчивание проблемы лишь усиливает травлю.

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ
1. Законодательная база и нормативы: В Казахстане введены правила профилактики травли, которые регламентируют действия школ при выявлении случаев буллинга. Закон РК «О статусе педагога» гарантирует учителям право на уважительное отношение к их чести и достоинству.

2. Обучение и семинары: Педагоги проходят инструктивно-методические семинары по антибуллинговой программе «Досбол LIKE», направленные на создание безопасной атмосферы.

3. Участие родителей: Родители вовлекаются в процесс профилактики буллинга, проводятся встречи и классные часы, где обсуждаются вопросы распознавания травли и куда можно обращаться за помощью.

4. Алгоритм действий: Учитель, узнав о случае буллинга, обязан немедленно поставить в известность директора и школьного психолога.

Но всегда ли программы спущенные сверху принимаются непосредственно исполнителями на местах или имеет место банальная неподготовленность к профилактике или разрешению по факту таких ситуаций.

Не каждый руководитель организации образования признает, что факты имеют место быть, и вместо обсуждения и профилактики идет избегание или даже открытое сопротивление.

В последние годы ситуация улучшается и всё больше директоров школ и колледжей начинают признавать этот бич нашего общества и на практике проводить профилактику.

М.А. Скрипниченко,

подростковый коуч, основатель и руководитель международной академии лидерства "Дом подростков", г.Алматы

 

Записаться на прием