КГУ «Первомайская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района» Управления образования акимата Костанайской области
Официальный интернет-ресурс

Инклюзивное образование

В последние годы в РК наблюдается активное развитие инклюзивного образования, которое направлено на создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП). Организация работы с такими детьми требует создания инклюзивной среды, адаптации учебных программ, а также подготовки педагогов, способных учитывать индивидуальные особенности учеников. Несмотря на значительные усилия, направленные на развитие инклюзивного образования, заместители директора в общеобразовательной школе по-прежнему испытывают трудности в организации этой работы.

Работа с детьми с ООП – это комплекс образовательных, психологических и социальных мероприятий, направленных на создание условий, необходимых для полноценного обучения и социализации детей, развитию у них навыков взаимодействия и формированию уверенности в себе. У таких детей могут быть различные физические, психические, сенсорные и когнитивные особенности, которые мешают им обучаться в рамках стандартной программы.

Организация работы с детьми, имеющими различные образовательные потребности, требует от заместителя директора школы умения грамотно применять нормативные акты, разрабатывать и внедрять индивидуальные образовательные подходы, а также эффективно взаимодействовать с педагогическим коллективом и родителями. В этом контексте важно понимать принципы инклюзивного образования, основы психолого-педагогического сопровождения и корректного определения образовательных потребностей.

Заместителю директора, отвечающему за организацию работы с такими детьми, важно обладать глубокими знаниями законодательства в области инклюзивного образования, а также быть готовым эффективно управлять процессом создания условий для успешного обучения этих детей.

Первым шагом в работе с детьми с ООП является знакомство с актуальными нормативными документами и методическими рекомендациями. Эти документы создают юридическую и методологическую основу для эффективной организации работы с детьми с ООП в организациях образования. Важно, чтобы заместитель директора на практике внедрял эти правила в образовательный процесс.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ООП В ШКОЛЕ
Приказ МОН РК «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей» от 12.01.2022 г. № 4, который регламентирует процесс оценки образовательных потребностей детей с ООП.
Эти правила помогут понять, как проводить диагностику и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для таких учеников.

Порядок оценки ООП в организациях образования включает следующие моменты:

выявление учителем в ходе учебно-воспитательного процесса детей с ООП, с использованием наблюдения социально-эмоционального благополучия и особенностей учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося, а также критериальной оценки достижений обучающихся;
углубленное обследование и оценка ООП детей с трудностями обучения специалистами психолого-педагогического сопровождения с согласия родителей (законных представителей).
После проведенной работы организация образования проводит заседание службы психолого-педагогической службы, по результатам которого принимает решение направить весь собранный материал (характеристики от классного руководителя, учителей-предметников, заключение психолога, акт обследования жилищно-бытовых условий ученика) в психолого-медико-педагогическую консультацию (далее – ПМПК). В свою очередь ПМПК проводит оценку ООП по результатам углубленного обследования детей с выраженными трудностями обучения и дает рекомендации, как работать с таким учеником.

Служба психолого-педагогического сопровождения школы при необходимости может самостоятельно (без рекомендаций ПМПК) принять решение о сокращении (адаптации) общеобразовательной программы, оказании услуг психолога, логопеда, педагога-ассистента, но только на определенный период: не более одной-трех учебных четвертей. Если этой помощи недостаточно и обучающийся не усваивает образовательную программу, то его необходимо направить в ПМПК для углубленной оценки ООП и рекомендаций по их удовлетворению.

Приказ МОН РК «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования» от 12.01.2022 г. № 6.
Этот документ регулирует процесс психолого-педагогического сопровождения, что является неотъемлемой частью работы с детьми с ООП.

В приказе МОН РК «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования» от 12.01.2022 г. № 6 прописаны четкие инструкции, что должен делать каждый участник образовательного процесса.

Записаться на прием